Масштаб предстоящих празднований 125-летия Павла Флоренского сергиевопосадцам еще предстоит оценить. Выставка, которая открылась в пятницу в местном отделении Союза художников, только наметила контуры грядущих торжеств.
Жанров и направлений на ней собрано очень много, словно устроители подчеркивали многогранность таланта отца Павла - ученого, философа и богослова. Он закончил Московский университет и Московскую духовную Академию. Работал в области языкознания, теории пространственных искусств, математики, экспериментальной и теоретической физики, исследовал свойства полупроводников, редактировал Техническую энциклопедию. В Сергиевом Посаде Флоренский служил ученым секретарем комиссии по охране памятников искусства и старины Лавры, преподавал физику и математику.
Но признаков науки на выставке нет. При всем обширном научном наследии акцент сделали на духовное. Здесь шитье, резьба, иконы, и даже фрагменты фресок. Правда, большая часть монументальной храмовой росписи по понятным причинам представлена в фотографиях. На открытии председатель сергиевопосадского художественного товарищества Иван Харченко заметил: в последнее время в местное отделение Союза художников приняли более десятка талантливых мастеров иконописи и храмового искусства - преподавателей и учеников иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавры. Но, к сожалению, обычный зритель в большинстве случаев не мог видеть их работы. Они отправлялись в храмы, в другие города, а иногда и в другие страны. Пожалуй, впервые религиозное творчество представлено этих залах так полно.
Но не все работы на выставке можно отнести к храмовому искусству. Есть здесь и вполне на вид светские живопись и графика.
Послание к открытию прислал патриарх Алексий II, где заметил: отец Павел Флоренский преодолел разрыв между наукой и творчеством. Внук священника Игумен Андроник (Трубачев) вспомнил, что творческая атмосфера всегда окружала отца Павла, и по сей день он остается нашим современником, через картины художников и пробуждая творчество.
На одной стене устроители разместили традиционную живопись, которая происходит от западноевропейской ветви искусства. На другой стене - иконы, образы из мира, не познаваемого рациональным путем. Павел Флоренский прокладывал мост между этими мирами, так что это сочетание - гораздо больше чем случайность.
Владимир КРЮЧЕВ
Газета "Вперед"