Перелётный “черкизон”

Уже несколько месяцев в Сергиевом Посаде по главным улицам кочуют бродячие ларьки. Этот торговый “табор” видели на автопарковке за универмагом “Центральный” и в других столь же неподходящих местах на проспекте Красной Армии. Теснились палатки опять же на парковке у супермаркета на Угличе. На этой неделе бродячая торговля заняла весь сквер у Дворца культуры им. Ю. Гагарина, перегородила главный пешеходный путь в центре города, облепила со всех сторон подходы к подземному переходу. И хотя называют себя кочевники “всероссийской торговой ярмаркой”, на самом деле это барахолка и рыночный развал в одном флаконе.

Происходит это в Сергиевом Посаде, где уже десять лет назад официально покончили с эпохой ларьков. Тогдашнему главе района Василию Гончарову не без труда удалось обуздать уличную торговлю и определить ей место на вещевых рынках. С главных улиц ушли торговые палатки, уродовавшие облик древнего Посада. Сколько было упрёков и сомнений, власти обвиняли в нарушении прав предпринимателей. Но вскоре все согласились, что такая форма торговли — это детская болезнь рынка. Сколько можно торговать суррогатом и контрафактом, укрываться от налогов и обманывать покупателей. Бизнесменам предложили взрослеть и осваивать цивилизованные формы продаж. Многие так и поступили, теперь у нас масса семейных торговых фирм.

Прошло ещё немного времени, и стало заметно, что миновала пора и вещевых рынков. Многие закрылись, а другие стали превращаться в супермаркеты и торговые центры. Вскоре вступит в силу запрет на продажу алкоголя через киоски, и это должно бы стать последней жирной чертой на ларёчной торговле. И в это время Сергиев Посад зачеркивает собственные трудно давшиеся достижения — практически восстанавливает ларёчную торговлю на главных улицах. Знакомые с 90-х годов палатки теперь креативненько выдают за передвижные “торговые ярмарки”.

Но каждый, кто внимательно присмотрится к этому прилавку, тут же найдёт все приметы “черкизона”. Трусы и майки, которые красовались на верёвках у Дворца культуры, наверняка пошиты приезжими рабочими на такой же перелётной швейной фабрике где-нибудь в подвале или в наспех оборудованном бывшем коровнике. Качество исполнения не оставляет никакого сомнения. Рядом раскладывают одноразовую обувь, сомнительного происхождения бытовую технику. Есть палатки, где товар чуть получше, но цена даже выше магазинной.

Где же здесь ярмарка, спросим у организаторов этого торгового “аттракциона”. Где товары от признанных изготовителей и без торговых наценок? Разве не в этом суть ярмарочной распродажи.

Происходит это в Сергиевом Посаде, где уже десять лет назад официально покончили с эпохой ларьков. Тогдашнему главе района Василию Гончарову не без труда удалось обуздать уличную торговлю и определить ей место на вещевых рынках. С главных улиц ушли торговые палатки, уродовавшие облик древнего Посада. Сколько было упрёков и сомнений, власти обвиняли в нарушении прав предпринимателей. Но вскоре все согласились, что такая форма торговли — это детская болезнь рынка. Сколько можно торговать суррогатом и контрафактом, укрываться от налогов и обманывать покупателей. Бизнесменам предложили взрослеть и осваивать цивилизованные формы продаж. Многие так и поступили, теперь у нас масса семейных торговых фирм.

Прошло ещё немного времени, и стало заметно, что миновала пора и вещевых рынков. Многие закрылись, а другие стали превращаться в супермаркеты и торговые центры. Вскоре вступит в силу запрет на продажу алкоголя через киоски, и это должно бы стать последней жирной чертой на ларёчной торговле. И в это время Сергиев Посад зачеркивает собственные трудно давшиеся достижения — практически восстанавливает ларёчную торговлю на главных улицах. Знакомые с 90-х годов палатки теперь креативненько выдают за передвижные “торговые ярмарки”.

Но каждый, кто внимательно присмотрится к этому прилавку, тут же найдёт все приметы “черкизона”. Трусы и майки, которые красовались на верёвках у Дворца культуры, наверняка пошиты приезжими рабочими на такой же перелётной швейной фабрике где-нибудь в подвале или в наспех оборудованном бывшем коровнике. Качество исполнения не оставляет никакого сомнения. Рядом раскладывают одноразовую обувь, сомнительного происхождения бытовую технику. Есть палатки, где товар чуть получше, но цена даже выше магазинной.

Где же здесь ярмарка, спросим у организаторов этого торгового “аттракциона”. Где товары от признанных изготовителей и без торговых наценок? Разве не в этом суть ярмарочной распродажи.

Зачем торгует на солнцепёке колбасой и молочным палатка с белорусскими продуктами, если через дорогу фирменный магазин белорусской продукции и в одном квартале в Торговых рядах огромный выбор того же ассортимента. И с этих магазинов всегда можно спросить за качество. А какой спрос с перелётного ларька?

Кстати, посчитал ли кто-нибудь, какой ущерб наносит такая альтернативная торговля городским магазинам, когда она на несколько дней переманивает покупателей. А ведь магазин должен платить за аренду, коммунальные услуги, оплачивать работу штата работников, нести другие издержки. Почему же бродячим палаткам позволяется систематически “снимать сливки”. И какие потери несёт при этом городская казна, недополучая налоги.

Каждый раз, когда ярмарка появляется на новом месте, пытаемся взять комментарий у начальника отдела потребительского рынка городской администрации Иды Оя. Обычно у чиновницы нет даже минуты, чтобы поговорить на эту тему с редакцией. Остается процитировать Иду Микхелевну, которая в интервью газете “Ярмарка” сказала, что сама она никогда ничего не покупает на ярмарках и другим не советует. Ей ли не знать по долгу службы, что втюхивают такие барахолки доверчивым покупателям, и что претензию за это предъявить бывает буквально некому.

Впрочем, почему же некому? Ведь кто-то и в каком-то формате дает разрешения на такую странную торговлю. Город вправе знать, кто эти “доброхоты”. Ведь от их решений зависит деловая и культурная репутация Сергиева Посада, наполняемость казны и благополучие горожан. Народ хочет знать!

Светлана АНИКИЕНКО, газета "Вперед"

Комментарий

Алексей ВОХМЕНЦЕВ, директор Дворца культуры им. Ю. Гагарина, депутат городского Совета

— К организации ярмарки у Дворца мы не имеем никакого отношения и не вправе давать разрешения на подобные мероприятия. Считаю, что с учреждением культуры обязательно должны были согласовать такие планы. Отношение к тому, что происходило на наделе рядом с главной культурной площадкой города, у нас определенно негативное. Мы направили письмо городским властям за разъяснениями, кто разрешил такую ярмарку и на какой срок. Мы поддерживаем мнения тех, кто считает недопустимым устраивать вещевые распродажи у Дворца культуры. Со своей стороны буду добиваться, чтобы впредь торговые палатки рядом с учреждением культуры не устанавливали.

Поиск по сайту