В отдел защиты прав потребителей администрации района за консультацией обратился покупатель, который в одном из салонов нашего города приобрел сотовый телефон. Продавцы-консультанты очень внимательно и любезно помогли подобрать нужную модель, но с инструкцией и качеством работы телефона предложили ознакомиться дома. Удивленному покупателю продавец объяснил, что в течение 14 дней телефон могут поменять или вернут деньги, если что-то не устроит.
Дома оказалось, что на панели западает одна кнопка. Через два часа покупатель подошел к любезному продавцу с просьбой заменить бракованный товар. Теперь уже строгим голосом покупателю объяснили, что обмен телефона можно произвести только после экспертизы, так как необходимо установить, по чьей вине произошла поломка.
К сожалению, это одна из распространенных ситуаций, когда продавцы «заманивают» покупателей, обещая выполнить любое требование в течение 14 дней.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец не нарушил права потребителя и правомерно представил информацию о необходимости проведения экспертизы. Однако магазин вправе устанавливать дополнительные гарантийные обязательства перед покупателем (замена или возврат денег за товар в случае выявления каких-либо недостатков в течение 14 дней без дополнительной проверки и др.). Но если вам предлагают такие условия, требуйте, чтобы это было зафиксировано в письменном виде (в договоре, на товарном чеке, в акте).
Для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию, при покупке телефона советуем соблюдать следующие правила:
Выбрав интересующую вас модель телефона, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Обратите внимание на наличие в телефоне необходимых вам функций, подберите цвет.
Определившись с моделью, проверьте качество работы телефона, сколько бы времени это ни занимало. Проверьте работу всех функций телефона, в том числе работу каждой кнопки. Обратите внимание на наличие посторонних записей в телефонной книге, чтобы исключить возможность приобретения телефона, уже бывшего в употреблении (что нередко встречается на практике).
Обратите внимание на внешний вид аппарата. Новый телефон не должен иметь царапин, вмятин, потертостей, упаковка и инструкция также должна иметь товарный вид. Если вам предлагают новый телефон, но в помятой упаковке, откажитесь от такой покупки.
Уточните, какой гарантийный срок установлен на товар и требуйте письменной отметки об этом.
ЗАПОМНИТЕ: телефоны, как и другие товары сложнотехнической группы, на которые устанавливается гарантийный срок, входят в перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату в течение 14 дней, если они качественные. Этот товар нельзя сдать или обменять, если вам не понравился цвет, дизайн, размер и др.
В соответствии со ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества в течение
14 дней, не считая дня его покупки, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру, комплектации.
Однако, постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В этот перечень входят:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях
2. Предметы личной гигиены
3. Парфюмерно-косметические товары
4. Текстильные товары, кабельная продукция, строительные и отделочные материалы
5. Швейные и трикотажные изделия
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
8. Мебель бытовая
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, плавсредства
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (в т. ч. телефонные аппараты)
12. Гражданское оружие
13. Животные и растения
14. Непериодические издания
Обмен товаров, не вошедших в этот перечень, проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, сохранены товарный или кассовый чек.
Надеемся, что эта информация окажется вам полезной.
По вопросам защиты прав потребителей, вы можете обращаться в отдел защиты прав потребителей администрации Сергиево-Посадского района, комн. 230, телефон 540-45-23. Консультации и помощь в решении возникающих проблем оказывается бесплатно.
Отдел защиты прав потребителей