ПРАВО НА «БАРАНКУ»

ПРАВО НА «БАРАНКУ» Как мы получали водительские удостоверения.

Рано или поздно великое множество людей решает научиться водить автомобиль.

Водители со стажем удивляются той мороке, которую приобретают нынешние ополченцы в ряды автолюбителей, — уж больно сложно сегодня получить права.

Рассказывают, что давным-давно экзамены были элементарными: сядешь за руль, проедешь пятьдесят метров, остановишься на обочине — сдал. Сегодняшние романтики большой дороги должны быть готовы к трудностям. Если вы увидите в районе поворота на Кировку огромную толпу, знайте — это люди, алчущие водительских прав. Здесь сдают последний этап экзамена — вождение в городе, здесь и срезается основная масса учеников автошкол.

«Город» — это финал, а начинается тернистый путь в автошколах. Их в районе одиннадцать. Курс обучения включает изучение правил дорожного движения и практическое вождение. Стоит это от пяти тысяч и выше — кому сколько придется осваивать автомобиль.

Экзамены принимают инспекторы из регистрационно-эксплуатационного подразделения ГИБДД. Письменный этап экзамена — Правила дорожного движения — сдают, как правило, с первого раза. «Заваливают» его единицы, из-за волнения.

Те, кто справился с «письмом», отправляются на «практику». Сначала — «студийная съемка»: на площадке в автошколе демонстрируется умение остановиться на горке и двинуться вперед с ручного тормоза, а еще разворот в ограниченном пространстве и параллельная парковка задним ходом. Преодолев этот этап, новобранцы едут в город.

Обычно на Кировке возле роддома крутится масса учебных машин. Ученики под руководством инструктора изучают окрестные дворы и проселочные дороги. Однако на экзамене даже отличники частенько превращаются в аутсайдеров.

Рассказывает Яна, менеджер: «Водить я не умела совсем, записалась в автошколу. Готовилась три месяца. В результате — с позором завалилась на письменном экзамене — от волнения перепутала вопросы и цифры проставила не в те ячейки. Стойки сдала с третьего раза, а город — с пятого».

«На работу мне приходилось добираться на общественном транспорте, — говорит Елена, специалист по работе с ценными бумагами. — Цены на проезд постоянно растут, поэтому стало очевидно, что на собственном автомобиле передвигаться не только комфортнее, но и дешевле. Я добросовестно отучилась в автошколе и ждала, что скоро сяду за руль. В принципе в машине у меня — автоматика, знать сцепление и коробку передач мне ни к чему. Однако выучила все, как положено. Но не тут-то было — на экзаменах я прошла все круги ада. Группы учеников огромные: сдашь ПДД и жди три часа, пока до тебя дойдет очередь сдавать «площадку». И топчись на морозе, думая, когда же вернется из «рейса» учебная машина. И выбирай, к какому инспектору садиться, если и у первого не сдает никто, и у второго весь салон с «неудами».

По статистике «принимающей» стороны, с первого раза сегодня сдают экзамены на водителя лишь 19 процентов учеников. Чаще — с третьего-пятого раза. Некоторые маются несколько месяцев (а то и лет).

Такая ситуация со сдачей на права возникла три года назад. По статистике до 2003 года практически все ученики автошкол (98 процентов) получали водительские удостоверения, сдав экзамен с первого раза. Вспоминают, как устраивали чаепития в автошколах и дарили инструкторам подарки. Три года назад этот процент резко упал — и не потому, что ученики все разом поглупели, а потому что требования ужесточились. В практический курс ввели площадку, автошколы срочно монтировали эстакады и увеличивали часы подготовки. Зато сегодня новички, прошедшие огонь и воду водительских экзаменов, редко становятся виновниками аварий: за три месяца нынешнего года «чайники» оказались повинны в пяти ДТП, тогда как общая цифра аварийности достигала сотни. Правда, сравнить не с чем — раньше подобная статистика не велась.

Такое строгое отношение к водителям-новобранцам привело к парадоксальной, казалось бы, ситуации: количество машин увеличивается, а получающих водительские права стало меньше. В прошлом году их было две тысячи человек, вдвое меньше чем пять лет назад.

Логично предположить, что при таких трудностях со сдачей экзаменов кое у кого может возникнуть искушение попытаться получить права незаконным путем. Измучившиеся ученики готовы выложить не одну сотню у. е., лишь бы избавиться от маеты… Однако нам об этом пути ничего не известно.

А вот что известно достоверно: выбор инструктора при обучении является ключевым моментом, который либо позволит вам ощутить гордое водительское самосознание, либо сведет на нет все ваши зачаточные таланты.

«Крыло «копейки» держалось на честном слове, и что-то все время отваливалось, но инструктор был полон энтузиазма, — рассказывает Татьяна, литератор. — Обучение начал с ярких образов. Сцепление ассоциировал с кофе, газ — с сахаром, коробку передач с молоком. Все это необходимо было слить в одну емкость под названием «трогание с места». Образ я не поняла абсолютно: мне было все равно, в каком порядке добавлять ингредиенты. Инструктор сатанел от моего непонимания: я же тебе говорю: кофе, сливки, сахар. — А по-человечески можно? — спросила я. — Сцепление, первая передача, газ! — рявкнул он. — Так бы сразу и говорили, — обиделась я».

«Мне с инструктором повезло, — говорит Катя, менеджер по продажам, — с ним мы быстро нашли общий язык. Я давно мечтала научиться водить, рулить хотелось до одури, и он это понял. Сначала мы ездили по проселкам, учились разворачиваться, трогаться на подъеме, потом выехали за город, я почувствовала машину и скорость».

«Что такое машина? — философствует инструктор по вождению Игорь. — Орудие убийства. Поэтому я стремлюсь научить учеников правильно ориентироваться на дороге. Держать перед глазами всю картинку вместе с тротуарами, обочинами. Особенно надо опасаться пешеходов. На дороге всякое случается, разбирайся потом, кто прав, кто виноват. Вот идет пьяный через дорогу, из горла хлебает. Остановись, пропусти. Пускай он все подряд нарушает, но, не дай бог, что случится, как жить-то потом? Или дети, например… Они стоят-стоят перед переходом, а прямо перед машиной дают деру через дорогу. Или идет старушка-божий одуванчик. Остановишься, чтобы пропустить ее, а она подойдет и треснет по машине палкой: надоели мне, говорит, все до чертиков со своими машинами».

Ученики уверены: инспекторы-экзаменаторы «валят» их, чтобы заставить заплатить штраф за переэкзаменовку и поиздеваться. Инспекторы уверены: таких водителей на дорогу выпускать нельзя — они тут же кого-нибудь угробят.

Водительские удостоверения рано или поздно получают все новобранцы. Счастливые автомобилисты стараются забыть экзамены как страшный сон и готовятся вступить в иные отношения — с инспекторами автоинспекции и механиками автосервиса. Но это совсем другая история.

Евгения МЕНЖУК

Газета "Вперед"

Поиск по сайту