Сейчас в районе только ленивый не обсуждает с энтузиазмом перспективы местной туриндустрии. Все дружно подсчитывают, какой баснословный доход можно заработать на приеме гостей Сергиева Посада (а их прибывает к нам за год более миллиона!). Но вот в прошлом году ушел из жизни человек, который не был завсегдатаем “круглых столов” и не любил публичных обсуждений. Зато он всего за четыре года, исключительно из чувства патриотизма и на личные средства, “вырастил” Радонежью крылья — настоящий спортивный аэроклуб “Пересвет-аэро”.
Соратники Сергея Самсонова и сегодня поражаются, как он все это сумел. Чего стоило пробить воздушную акваторию для аэроклуба: это в общей сложности двенадцать подписей в высоких инстанциях и, говорят, восемь из этих разрешительных автографов — генеральские. Сам Сергей Васильевич как-то сказал нам, что его ведет крылатая мечта детства — подняться в небо.
Он перепробовал несколько профессий: в армии был танкистом, на гражданке — милиционером, позже стал предпринимателем — руководил частным таксопарком. И чем бы ни занимался — все у него получалось как надо. Но по-настоящему, по-детски счастлив Самсонов был за штурвалом спортивной “ласточки” в своем аэроклубе. Он хотел, чтобы и наши мальчишки сумели осуществить самую высокую мечту.
К проекту аэроклуба в свое время расположился епископ Феогност, и у сергиевопосадских авиаторов появился аэродром у села Благовещенье. Энтузиазм Сергея Васильевича был такой силы, что перед его верой в “Пересвет-аэро” не смог устоять профессиональный авиатор Владимир Ковтонюк, который перебрался в Сергиев Посад из Химок. В ангаре на аэродроме родился первенец аэроклуба — легкий самолет “Корсар”. За священнодействиями на стапелях, затаив дыхание, наблюдали юные курсанты. За верстаком и мудреными столярными занятиями мальчишки прослушали у Ковтонюка целый курс по истории отечественной авиации.
В 2003-м в Минюсте было официально зарегистрировано Сергиево-Посадское отделение Российской федерации любителей авиации. Из этого “гнезда” в Благовещенье совершали первые вылеты новорожденные легкие летательные аппараты. С любопытством наблюдали за ростом аэроклуба коллеги по спортивной и туристской авиации из других городов Подмосковья. Известно распоряжение правительства Московской области о создании сети аэроклубов в городах Золотого кольца. И вот в этот момент из-под шасси “Пересвет-аэро” ушла земля. В буквальном смысле: Лавра планирует строительство мужского монастыря в Благовещенье и поэтому не продлевает с аэроклубом договор аренды земли.
Она не выдвигает своему многолетнему партнеру излишне суровых требований. Наоборот — предоставила отсрочку, чтобы аэроклуб смог подыскать другую площадку. Но тут оказалось, что найти полоску земли шириной не уже 600 метров и длиной не короче километра, да чтобы ровная и без проводов в воздухе, — это для одного из самых протяженных районов Подмосковья оказалось задачей непосильной. Отказ в аренде стал для Самсонова тяжелым ударом. У создателя “Пересвет-аэро” под глазами легли черные круги.
Мы видели, как метался он по этажам и кабинетам, пытался привлечь внимание к проблеме аэроклуба и как мрачнел после каждой попытки, переживая за свое детище. В мае прошлого года наша газета писала о том, что детский аэроклуб, рождение которого не стоило району ни копейки, теперь остро нуждается в поддержке. В публикации говорилось, что Сергиев Посад, где уже пятнадцать лет обсуждаются туристские концепции, может легко потерять готовый, современный, привлекательный турпродукт — экскурсии на высоте птичьего полета.
На призыв о помощи откликнулся глава района Анатолий Упырев. Но госплемптицезавод “Конкурсный” запросил за пядь земли у Рязанцев такую арендную плату, что смысл в дальнейших переговорах отпал сам собой.
Было Самсонову еще одно предложение, и арендная плата за деревенский аэродром казалась приемлемой. Но выяснилось, что в этом месте много воздушных проводов. Эх, лечь бы тогда Сергею Васильевичу в госпиталь, а он все откладывал. До последнего тревожился за аэроклуб, искал выход, и сердце авиатора не выдержало такого пике.
Теперь проблема “Пересвет-аэро” легла на плечи члена правления общественного спортивного движения Олега Котова, которого соратники Самсонова избрали руководителем. Наш земляк работает в департаменте обеспечения тыла МВД РФ, а к аэроклубу привязан, потому что является пилотом вертолета. Говорит, что считает моральным долгом продолжить дело Сергея Самсонова. На благовещенском аэродроме пока еще “летная погода”: всю прошлую осень здесь летали десять машин — планер, “Вильги”, АН-2, вертолеты. Аэроклубу в Твери предпочел тренировки на своем Як-52 на сергиевопосадской базе чемпион мира и трехкратный чемпион России по высшему пилотажу Александр Самойлов.
Мастер говорит, что Сергиев Посад обладает уникальной небесной “акваторией” и для спортивного пилотажа, и для туристских полетов. Самойлов считает, что у соседнего Дмитрова таких возможностей из-за соседства с Шереметьевской воздушной линией гораздо меньше. Зато там спортивно-туристские проекты находят широкую поддержку властей и бизнеса. Будет жаль, говорит чемпион, если Лавра и Сергиев Посад упустят свой авиационный ресурс.
Вероятность выселения с благовещенского аэродрома по-прежнему висит дамокловым мечом над аэроклубом. Подходит срок очередной отсрочки. Если город не поможет аэроклубу приземлиться на другой площадке, “Пересвет-аэро” уже через два года неминуемо лишится и воздушной “акватории”.
Кстати, воздушное пространство активно осваивается бизнесменами. Если не поддержать свой городской аэроклуб, вскоре непременно появится чужое “воздушное такси”. И эти акулы бизнеса не станут, как Самсонов, бесплатно заниматься детворой и в “круглых столах” участвовать тоже не станут. Просто начнут деловито стричь купоны с воздушных туристов. Свято место пусто не бывает.
Светлана АНИКИЕНКО
Газета "Вперед" №27 (18.03.2006)<?xml:namespace prefix=o ns="urn:schemas-microsoft-com:office:office" />